Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившими бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

В рамках школьного профориентационного проекта «Время выбора» в МБОУ СОШ N 13 г. Донецка в начале февраля 2023 года педагогом-психологом Смирновой В.С. в 9-10 классах был проведен классный час «Выбор профессии — сложный выбор».
На классном часе учащиеся обсудили вопросы: когда нужно начинать задумываться о выборе профессии; легко ли выбрать профессию; что будет, если человек выбирает профессию, которая ему не подходит; как это может повлиять на его жизненный путь; что необходимо, чтобы суметь правильно выбрать профессию. Выяснили различия между понятиями: профессия, специальность, квалификация, должность.
В ходе классного часа учащиеся делились на команды и участвовали в конкурсах, которые способствовали расширению представлений учеников по основам выбора профессии. Во время групповой работы учащиеся определили самые востребованные профессии, устаревшие профессии, профессии будущего.
Размышляя над проблемной ситуацией — «Почему же так много молодых людей ошибаются в своем выборе профессии?», учащиеся перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии: давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.
В конце мероприятия была проведена Акция «Взгляд в будущее».
Итогом классного часа стал вывод учащихся о том, что для осознанного выбора профессии необходимо сочетание трех слагаемых: «хочу — это все, что нравится человеку, к чему лежит душа; могу — это все, что по силам, по способностям человека; надо — это все, что нужно для общества, страны». Получилась формула осознанного выбора профессии.
Педагог-психолог МБОУ СОШ N 13 г. Донецка Смирнова В.С.